Слепые ведут слепых.
Картина словно притча о губительных заблуждениях, о слепоте, которая ведёт к падению и гибели не только самого слепца, но и тех, с кем он связан Питер Брейгель Старший
«Слепые (Притча о слепых)», 1568
«Слепые» – один из тех редких шедевров Питера Брейгеля (наряду с «Нищими»), где количество персонажей сравнительно невелико. Замысел картины, возможно, восходит к евангельской притче о фарисеях «Оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму».
Как и везде в своих работах, особое внимание мастер уделяет пейзажу. В картине «Слепые» Питера Брейгеля Старшего это уютные окрестности его излюбленной местности в южных Нидерландах – Брабанта. Погода кажется слегка туманной, но крыши домов уже осветило поднимающееся солнце. Острый шпиль церкви уходит в небо. Все исполнено умиротворения и спокойствия. И это – намеренный и резкий контраст к беспокойной процессии слепцов.
Слепые и калеки часто просили милостыню по деревням и проселочным дорогам. Для Брейгеля они были неотъемлемой частью пейзажа. Он пишет своих слепцов без тени сентиментального сочувствия, но с медицинской точностью, которая позволяет исследователям дифференцировать диагнозы. При помощи офтальмологов было установлено, что третий слева поражён лейкомой роговицы (в просторечье – бельмом). У идущего перед ним наблюдается полная (по-видимому, врождённая) слепота. А вот у слепца внизу, который вот-вот упадёт, глаза выбиты – в драке или в качестве наказания за воровство.
Слепые пересекают косогор. Они движутся слева направо по нисходящей диагонали. Каждый из них в одной руке держит свой посох, а другой опирается на плечо идущего перед ним. Внезапно тот, кто шёл первым, теряет равновесие и валится в канаву. Несложно догадаться, что падение других неминуемо, все остальные сейчас же последуют за ним, подобно костяшкам домино. Всё это написано Брейгелем с крайней драматической выразительностью. Мы словно видим слепых в замедленной съемке.
Художник жил в эпоху кровопролитных споров о существе истинной веры между протестантами и католиками. Нидерландские протестанты громили церковные скульптуры и жгли иконы. Они руководствовались словами Жана Кальвина «Грешно давать Богу видимую форму; создание идолов означает полный разрыв с истинным Богом». А правители Нидерландов – испанские католики – вешали и резали протестантов. Обе стороны были жестоки и слепы. И обе обвиняли в гибельной слепоте других.
Возможно, картина Питера Брейгеля Старшего «Слепые» – это притча о губительных заблуждениях, о слепоте, которая ведёт к падению и гибели не только самого слепца, но и тех, с кем он связан. Но мы не можем сказать с однозначной точностью, чью сторону в религиозных распрях принимает Брейгель: «Слепые» остаются многозначительным иносказанием.
Автор текста: Анна Вчерашняя